+7 (495) 481 93 33 с 8 до 20 без выходных
Поиск Корзина Корзина
+7 (495) 481 93 33 с 8 до 20 без выходных
  1. Статьи
  2. Повесть о цветовой насыщенности

Повесть о цветовой насыщенности

Александр Войтехович

4 апреля 2022

Чёрно-белые заметки

В октябре 2007-го года, когда весь фотографический мир шумно мерялся мегапикселями и оптимированными для кропов объективами, фирма Кодак, вопреки прогнозам близкой смерти аналоговой фотографии, выпустила на рынок новую чёрно-белую плёнку T-Max 400. На пресс-конференции, посвящённому этому событию, были опубликованы результаты опроса среди профессиональных фотографов, по которым 60 процентов опрошенных всё ещё снимают на плёнку.

Оставим критерии подбора кандидатов опроса, определение профессионала и частоту пользования аналоговой камерой на совести фирмы Кодак. Даже если реальные цифры меньше в несколько раз, одно остаётся верным - плёночная, особенно чёрно-белая фотография, не потеряла своей привлекательности и во времена, когда большинство людей, называющих себя фотографами, не знает, куда вставлять катушку с плёнкой. Хотя цифровая фотография явно проигрывает плёнке в таких аспектах, как уникальность отпечатка и субъективно воспринимаемая многими эстетическая ценность снимков, удобства, которые дают нам цифровые камеры, во многом компенсируют эти недостатки. Поэтому, не стремясь сделать цифровые снимки неотличимыми от фотографий, сделанных на чёрно-белую плёнку, можно постараться по крайней мере максимально приблизиться к плёночной эстетике. В этой статье мы рассмотрим некоторые способы перевода цифровых изображений в чёрно-белый вид и работу с ними. А уж насколько интересными могут быть результаты этих манипуляций - это пусть каждый решит для себя сам.

Съёмка и подготовка к обработке

Для начала вспомним некоторые простые правила, соблюдение которых при съёмке и предварительной обработке фотографий может привести к лучшим результатам.

Как известно, при работе с RAW-снимками возможно до некоторой степени восстановить информацию в тенях, но не на пересвеченных участках. Поэтому в цифровой фотографии принято выставлять экспозицию с учётом самых светлых частей мотива, чтобы гистограмма не была обрезана с правого края. Этот принцип, чаще всего верный для цветной фотографии, не обязательно применим для чёрно-белых снимков. В некторых случаях пересвеченные участки могут быть вполне уместны, добавляя контраста изображению, в то время как структуры на тёмных участках могут быть интересны и нежелательно было бы их терять, делая слишком тёмными. Эти соображения нужно учитывать при съёмке контрастных мотивов.

Многие камеры предлагают возможность преобразования изображений в чёрно-белые, возможно с различными настройками и тонированием. Для желающих добиться оптимальных результатов не рекомендуется пользоваться этим методом, поскольку съёмка в цвете с последующим преобразованием в чёрно-белый вид на компьютере предоставляет гораздо больше возможностей для работы с тонами и контрастом.

Практически все RAW-конвертеры предлагают возможность перевода изображения в чёрно-белое. Тем, кто предпочитет пользоваться этой возможностью, многое из этой статьи может не пригодиться. Если же вы захотите работать с фотографиями в Фотошопе, используя конвертер только для конвертирования RAW-файлов, то лучше переводить фотографии в 16-битный формат, причём с небольшим контрастом. Низкий контраст даст больше возможностей для манипуляций градациями яркостей, а 16-битный формат предотвратит выпадение тонов из гистограммы.

В некоторых случаях может быть полезно сделать не просто одну фотографию, а несколько снимков с разной экспозицией и создать из них HDRI с последующей тональной компрессией, только потом переводить изображение в чёрно-белое. Пресловутые пятнистые эффекты, которые вносят при тональной компрессии такие программы, как Photomatix, могут выглядеть непривлекательно на цветных, но вполне уместно на чёрно-белых фотографиях.

Для начала вспомним некоторые простые правила, соблюдение которых при съёмке и предварительной обработке фотографий может привести к лучшим результатам.

Для изменения баланса светлых и тёмных областей неплохую службу может сослужить также инструмент Shadow/Highlight. При работе с цветными фотографиями параметры в этом диалоговом окне нужно менять осторожно, поскольку можно легко нарушить не только естественный контраст мотива, но и исказить цвета. В то же время в области чёрно-белой фотографии этим инстументом можно пользоваться гораздо свободней, особенно при съёмке архитектуры, где изменение баланса света и теней может сделать снимок интересней. Использовать Shadow/Highlight лучше до работы с контрастом.

Для начала вспомним некоторые простые правила, соблюдение которых при съёмке и предварительной обработке фотографий может привести к лучшим результатам.

Подпишитесь на рассылку и получите скидку 10% на первый заказ!